понедельник, 19 ноября 2012 г.

Качества педагога. Какой должен быть учитель?


Меня часто спрашивают: «Что, по-вашему, главное в профессии учителя И представьте себе: на этот, казалось бы, простой вопрос мне даже теперь, когда за плечами немалый опыт работы, довольно трудно ответить.  Ну, скажу я: умение, талант захватить ребят тем, чему учишь. А какие  нужны терпение и выдержка? Ну, конечно же, бесконечное терпение и выдержка - данные настоящего педагога. А искренность и честность перед самим собой и перед детьми? Верно, конечно же, и это. Настоящий учитель должен обладать поистине «созвездием» всех прекрасных человеческих качеств.
И в то же время точно могу сказать, без чего нет настоящего педагога, - без верности своему делу. Не должно быть на этом месте человека равнодушного,  самоуспокоенного,  раз и навсегда затвердившего для себя какие-то правила и мирно живущего по ним, человека без огня в душе, без полета мысли.  Дети этого ведь не прощают. Они, как никто другой, остро и тонко чувствуют, кто отдает им всего себя, свою доброту и тепло, а кто скупится на отдачу и делится лишь малыми крупицами своего богатства, будь то знания или человеческое добро и даже просто твое время. Если только «от и до», то ничего не сделаешь, ничего не добьешься, и вряд ли такой человек может назвать себя Учителем.
Почему я повела разговор о том, кто может сегодня называть себя Учителем? Потому что именно сейчас, становится насущным вопрос:
 какой я учитель? Справляюсь ли я на своем месте? В чем мне нужно изменяться, перестраиваться, совершенствоваться?  Кто, как не мы, прежде всего должны ответить и себе, и тем, кого учим: какой он, сегодняшний Учитель? Ведь нынешние требования к нему далеко не те, что были вчера. Да, конечно, это должен быть человек, обладающий высокими знаниями и культурой, пользующийся авторитетом и уважением, и в то же время его роль во многом изменилась, усложнилась. Мы, учителя, должны разбудить в каждом своем ученике жажду самообразования и совершенствования, не просто дать ему знания; а научить его самостоятельно их добывать - иначе молодой человек не справится со своими обязанностями в век ускоренного развития промышленности, науки и техники, всего нашего хозяйства.
Готовить сегодня к самостоятельной жизни и труду - на это должен ориентироваться учитель. Мы должны дать ученику знания, но, прежде всего, пробудить его ответственность перед обществом. Я всегда говорю своим ученикам : «Не забывайте, что вы живете не только для себя. Чтоб вы, уже почти взрослые, можете дать людям? Тепло ли им рядом с вами?» Если человек осознает свой социальный долг до того, как уйдет за порог школы, ему уже не надо будет позже расшифровывать эти истины и внушать, что прежде всего надо жить так, чтобы от тебя была отдача обществу, а потом уже - для себя.
Л. Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Комментариев нет:

Отправить комментарий