среда, 8 февраля 2012 г.

ФГОС Проектная деятельность и проектные задачи

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющие три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л.В. Занкова и систему Д.Б.Эльконина-Давыдова). При этом 80% педагогов используют учебно-методические комплекты под редакцией М.И. Моро и Т.Г. Рамзаевой. А это значит, что педагоги начальной школы ориентируются на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. Эксперты отмечают, что младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющие ЗУНы, но значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля.
Новые стандарты второго поколения ориентируют нас на
  1. переход к вариативным учебникам (а это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования);
  2. организацию проектной деятельности.
Деятельностная педагогика.
Говоря о проектной деятельности, мы не должны забывать о деятельностной педагогике. Всё больше дискуссий ведётся относительно деятельностного подхода в образовании. Надо ясно понимать, что не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании. Вот некоторые формы деятельностного подхода:
- разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной школы в основную школу.
Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому. Внедрение разновозрастного сотрудничества в учебный процесс требует новых подходов к учебному плану, расписанию уроков и т.п.
- работа с «картой знаний» в учебном предмете как средство построения образовательной траектории учащихся.


«Карта знаний» по предмету может помочь учащимся целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач, а также поможет школьникам восстанавливать индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших содержательных действиях. Основное условие эффекта от работы с картой знаний – её системность и последовательность обращений к ней с сентября до мая. В начальной школе работа с «картой знаний» разворачивается как коллективное действие, а в основной школе подобная работа становится уже как индивидуальное действие.
- создание собственных справочников по отдельным учебным предметам.
На протяжении четырёх лет младшие школьники ведут специальную тетрадь – «тетрадь открытий». Это общеклассный альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам продвигаться в изучаемом материале. Все записи, которые заносятся в «тетрадь открытий» делятся на три блока:
1) догадки; 2) результаты общеклассных письменных работ; 3) обобщение пройденного материала.
Такой вид работы проводится коллективно. В основной школе учащиеся переходят на создание индивидуальных «терадей-справочников»
Как уже говорилось ранее, метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Наша задача: подготовить необходимую почву для полноценной проектной деятельности учащихся в основной школе.
Для младших школьников такой почвой могут быть творческие задания или системы проектных задач.
Что такое проектная задача?
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и входе которой происходит самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена так, чтобы через систему или набор заданий задать возможные стратегии её решения.
В ходе решения таких задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Отличие проекта от проектной задачи.
Если при реализации проекта не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств и действий, с помощью которых будет достигнут результат, то для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.
Какие способности школьников формируют проектные задачи?
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников (1-5) могут быть сформированы следующие способности:
1) рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
2) целеполагать (ставить и удерживать цели);
3) планировать (составлять план своей деятельности);
4) моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
5) проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
6) вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться детскому сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.
Каковы итоги решения проектных задач?
Это реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Для того, чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьёзные изменения в содержании образовательного процесса (специальное время в календарно-тематическом планировании, динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания и т.п.)
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время. На решение предметных проектных задач отводится 2 урока, на решение межпредметных разновозрастных задач – по два урока ежедневно в течение недели (причём других учебных занятий в этот день не предусматривается). Такие недели проектных задач становятся кульминационными точками учебного года. В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется 20-26 учебных часов.
Пример проектной задачи.
На каждую проектную задачу учитель составляет карточку.
Проектная задача по русскому языку (схема урока)
Название проектной задачи
Иллюстрированное пособие
«Способы проверки орфограмм»
Предмет
Русский язык
Класс
2
Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1.Обучение младших школьников совместному решению задач.
2.Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм.
3.Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
4.Формирование коммуникативных компетентностей.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы:
1) с помощью словаря; 2) с помощью изменения слова; 3) по правилу.
Планируемый педагогический результат
- Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
- часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
- Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Способ и формат оценивания результатов работы
- Педагогическое наблюдение за работой учащихся в группе (экспертный лист).
- Публичное выступление групп.
Замысел проектной задачи
описание
Результат, который должны получить дети
описание
Описание проектной задачи
Ход урока

Комментариев нет:

Отправить комментарий