вторник, 27 сентября 2011 г.

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальных классах.

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей начальной школы.
1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Таким образом, ИТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Что такое презентация? Почему именно презентация?
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

В связи с этим именно эту область применения ИТ я постараюсь подробнее осветить.
Повышение эффективности уроков с помощью составления презентаций в программе PowerPoint*
1.Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Приведу в качестве примера фрагменты урока математики учителя нашей школы Крюковой С.А . Тема урока - “«Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». Посмотрите образцы составления слайдов.
На этапе устного счета демонстрировался слайд №1


, дети решали задачу слайд №2,


группировали выражения и т. д
2. Письмо.
Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.
3. Обучение грамоте, чтение.
Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации .Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей и имеют определённый цвет. Затем учитель просит ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем “убегающая” буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа. Аналогично работа проводится и со следующим слайдом.
Приведу в качестве примера фрагменты урока письма учителя нашей школы Локтевой Н.В. Тема урока : Письмо букв Я,я.
Слайд № 2
Артикуляционная работа с гласными звуками. 

Слайд 6
Создание проблемной ситуации 

Слайд 8
Определение места  на ленте  букв


 Слайд 10
Образец письма заглавной буквы Я.
Настроенный пользовательский путь показывает образец написания буквы 


Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Приведу в качестве примера фрагменты урока чтения учителя нашей школы Жеребцовой И.И. Тема урока: Чтение слов и предложений с буквой Г. Урок путешествие.
Слайд 4


Слайд 6


Проводя физкультминутки учителя выбирают движущиеся изображения.
Движущиеся изображения (анимация) не только удерживают еще неустойчивое внимание первоклассников, но и позволяют им проверить свои знания, главную функцию выполняет анимация, смена картинок.
Слайд 10 (сова моргает глазами, ёж бегает по полю экрана)





С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности нашего города. Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.
Уроки с использованием презентаций-фильмов в начальных классах проводили многие учителя нашей школы.
-4 класс. Окружающий мир.Тема: Семь чудес света . Дождикова В.Б.
- 2класс. Математика. Тема: Решение задач на движение. Леванова И.А
- 4класс. Окружающий мир.Тема: Свойство воды и её использование в жизни людей. Исакова Е.Н.
Локтева Н.В, Дождикова В.Б, Жеребцова И.И, Грачёва Ю.В, Леванова И.А, Крюкова С.А- приняли участие во всероссийском конкурсе « Мультимедийный урок в современной школе»
Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint поможет учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.
Действительно, мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Желаем всем творческих успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий