Своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях учащихся –
значит обеспечить возможность
дальнейшего продвижения ребенка
вперед на пути
получения новых знаний.
пробелы в знаниях учащихся –
значит обеспечить возможность
дальнейшего продвижения ребенка
вперед на пути
получения новых знаний.
В результате чего возникают пробелы?
1. Ослабленность внимания и памяти.
2. Недостаточное закрепление нового материала дома.
3. Болезнь и пропуск занятий в школе.
4. Отсутствие надлежащего контроля со стороны либо учителя, либо родителей.
5. Низкая техника чтения.
Прежде всего большое значение имеет психологический настрой ребенка. Очень часто родители искусственно стараются сообщить ему те или иные знания (чуть ли не целые теории). Вследствие чего им начинает казаться, что их ребенок необыкновенно умен, то же они внушают и ему. B результате все, что изучается в школе, малышу кажется неинтересным (не для него). Он без интереса и внимания слушает уроки, а следовательно, плохо усваивает материал.
В течение всех лет обучения в школе, и особенно первых четырех, мы встречаемся с такими ошибками, как пропуск букв.
Причина этих ошибок:
- неправильные навыки чтения;
- дефекты речи;
- ослабленное внимание к звукобуквенному анализу. (Часто обученные дома читать дети не хотят заниматься таким анализом. Зачем? Я уже читаю.)
Остановимся на некоторых из них.
· Пропуск и, е, ё, ю, я, которые обозначают мягкость согласного звука. У учащихся не образуется связь между мягкостью предшествующего согласного звука и гласного. Образованию этой связи чаще всего мешает изолированное произнесение детьми мягких согласных (пь, ть, ль или даже пи, ти, ли) при звуковом анализе.
Можно предположить также, что пропуск гласных в словах объясняется и тем, что названия отдельных букв (бэ, вэ, гэ, де) ассоциируется у ученика с отдельным слогом данного слова, то есть воспринимает слог как одну букву (блка- белка, мл – мял). А это результат неправильного обучения чтению.
· Часто дети пропускают одну из согласных при их стечении, особенно л, м, н, р. Эти ошибки встречаются у детей с недостатками речи и слуха, а также у детей, которые не следят за процессом письма, то есть не делят слово на слоги, не выделяют звуки.
· Часто пропускается й на конце таких слов, как май, сарай... Недописание буквы й после гласных объясняется природой самого звука, его краткостью.
Кроме того, учащиеся не всегда умеют отличать и от й. Поэтому рекомендуется проводить устные упражнения в различении этих звуков (са-ра-и - са-рай).
· Пропуск мягкого знака на конце слов и в середине перед твердыми согласными. Причина этой ошибки в том, что дети нечетко различают согласные по твердости и мягкости. Для устранения этой ошибки хорошо:
- сопоставлять пары слов (yгол – уголь, стал – сталь, уголки–угольки);
- прослушать на слух слова, написанные без мягкого знака (стал, сталной, волный, писмо);
При пропуске мягкого и твердого разделительных знаков нужен более углубленный анализ состава слова, знание правила, особенно в целях, различения этих знаков.
В течение всех четырех лет обучения мы встречаемся с такими ошибками, как неграмотное написание имен собственных.
Из-за ограничения объема и содержания учебника русского языка упражнения по этой теме разнообразны, не дают полного представления о типах русских фамилий, имен, принципах образования, географических названий.
Родители, организуя досуг своих детей, могли бы нам помочь в этом, отработав эту орфограмму с помощью, например, таких упражнений.
Образовать фамилии от имен Петр, Федор, Вася; от слов воробей, чиж, голубь; от названия профессий кузнец, садовник, рыбак; от названия животных волк, заяц, лиса, медведь; от прилагательных любимый, быстрый, черный.
Познакомить с родословной семьи.
Назвать села от имен Семен, Федор, Иван; города, площади и улицы в честь великих людей; города и улицы в честь героев.
Все эти упражнения дают пищу уму, обогащают словарь детей, а это – залог правильного понимания нового материала по всем предметам. Подсчитано, что словарь ребенка, поступившего в 1-й класс, 4-7 тысяч слов, а в 4-м классе –15 тысяч слов.
Очень часто пробелы в знаниях детей образуются именно из-за того, что у ребенка мал запас слов, поэтому он:
- не может найти слова для того, чтобы выразить свою мысль;
- не понимает прочитанного;
- не может подобрать проверочные слова;
- не может правильно орфографически разобрать слово.
Но вот мы подошли к самой главной теме раздела русского языка в начальной школе. K теме «Безударные гласные».
На эту тему приходится наибольшее количество ошибок.
Вот здесь-то и понадобится необходимый запас слов, общее развитие ребенка.
B основном есть следующие причины ошибок:
- учащиеся не чувствуют необходимости проверки (нет орфографической зоркости);
- небольшой запас слов не дает возможность подобрать проверочное слово;
- неумение быстро (автоматически) находить место ударения, чувствовать и осознавать его подвижность.
Основная работа, конечно, идет в школе. Но родители могут нам оказать большую помощь:
- правильно организовать работу детей дома;
- проследить, чтобы дети вдумчиво выполняли задания;
- учесть ошибки, допускаемые детьми, и по мере возможности объяснить их и исправить;
- работать над обoгащeнием запаса слов ребенка.
B нашем языке очень много слов, правописание которых мы просто запоминаем, то есть словарных слов. Одни дети без труда запоминают эти слова, пишут порой интуитивно грамотно впервые встретившиеся слова. И наоборот – есть дети, которые совершенно хаотически пишут эти слова, например, сегодня - капуста, завтра – копуста.
Таким детям нужна помощь родителей:
- заучивание слов по группам;
- пользование перфокартами;
- повторение словарных слов перед сном;
- разгадывание ребусов, кроссвордов на словарные слова.
Ну и, конечно, традиционная форма ликвидации пробелов в знаниях детей – работа над ошибками. Ребенку 1-4-го класса очень трудно бывaeт самому правильно отнести свою ошибку к тому или иному правилу и выполнить все, что задано в упражнении.
Если что-то у ребенка не получается, надо найти причину и помнить о ней. Необходимо учить ребенка критическому отношению к себе, преодолению трудностей, концентрации воли, внимания.
Степанова О.В.
учитель начальных
Комментариев нет:
Отправить комментарий