воскресенье, 5 июня 2011 г.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся


Своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях учащихся –

значит обеспечить возможность
дальнейшего продвижения ребенка
вперед на пути
получения новых знаний.

В результате чего возникают пробелы?
1.    Ослабленность внимания и памяти.
2.    Недостаточное закрепление нового материала дома.
3.    Болезнь и пропуск занятий в школе.
4.    Отсутствие надлежащего контроля со стороны либо учителя, либо родителей.
5.    Низкая техника чтения.
Прежде всего большое значение име­ет психологический настрой ребенка. Очень часто родители искусственно ста­раются сообщить ему те или иные знания (чуть ли не целые теории). Вследствие чего им начинает казаться, что их ребе­нок необыкновенно умен, то же они вну­шают и ему. B результате все, что изуча­ется в школе, малышу кажется неинтересным (не для него). Он без интереса и вни­мания слушает уроки,  а следовательно, плохо усваивает материал.
В течение всех лет обучения в школе, и особенно первых четырех, мы встречаемся с такими ошибками, как пропуск букв.
Причина этих ошибок:
-     неправильные навыки чтения;
-     дефекты речи;
-      ослабленное внимание к звукобук­венному анализу. (Часто обученные дома читать дети не хотят заниматься таким анализом. Зачем? Я уже читаю.)
Остановимся на некоторых из них.
·      Пропуск  и, е, ё, ю, я, которые обозначают мягкость согласного звука. У учащихся не образуется связь между мягкостью предшествующего согласного звука и гласного. Образованию этой связи чаще всего мешает изолированное произнесение детьми мягких согласных (пь, ть, ль или даже пи, ти, ли) при звуковом анализе.
Можно предположить также, что пропуск гласных в словах объясняется и тем, что названия отдельных букв (бэ, вэ, гэ, де) ассоциируется у ученика с отдельным слогом данного слова, то есть воспринимает слог как одну букву (блка- белка, мл – мял). А это результат неправильного обучения чтению.
·      Часто дети пропускают одну из согласных при их стечении, особенно л, м, н, р. Эти ошибки встречаются у детей с недостатками речи и слуха, а также  у детей, которые не следят за процессом письма, то есть не делят слово на слоги, не выделяют звуки.
·      Часто пропускается й на конце таких слов, как май, сарай... Недописание буквы й после гласных объясняется природой самого звука, его краткостью.
Кроме того, учащиеся не всегда умеют отличать и от й. Поэтому рекомендуется проводить устные упражнения в различении этих звуков (са-ра-и  - са-рай).
·      Пропуск мягкого знака на конце слов и в середине перед твердыми согласными. Причина этой ошибки в том, что дети нечетко различают согласные по твердости и мягкости. Для устранения этой ошибки хорошо:
-     сопоставлять пары слов (yгол – уголь, стал – сталь, уголки–угольки);
-     прослушать на слух слова, написанные без мягкого знака (стал,  сталной, волный, писмо);
При пропуске мягкого и твердого разделительных знаков нужен более углубленный анализ состава слова, знание прави­ла, особенно в целях, различения этих знаков.
В течение всех четырех лет обучения мы встречаемся с такими ошибками, как неграмотное написание имен собственных.

Из-за ограничения объема и содержания учебника русского языка упражнения по этой теме разнообразны, не дают полного представления о типах русских фамилий, имен, принципах образования,  географических названий.
Родители, организуя досуг своих детей, могли бы нам помочь в этом, отработав эту орфограмму с помощью, например, таких упражнений.
Образовать фамилии от имен Петр, Федор, Вася; от слов воробей, чиж, голубь; от названия профессий кузнец,  садовник, рыбак; от названия животных волк, заяц, лиса, медведь; от прилагательных  любимый, быстрый, черный.
Познакомить с  родословной семьи.
Назвать села от имен Семен, Федор, Иван; города, площади и улицы в честь великих людей; города и улицы в честь героев.
Все эти упражнения дают пищу уму, обогащают словарь детей, а это – залог правильного понимания нового материала по всем предметам. Подсчитано, что словарь ребенка, поступившего в 1-й класс, 4-7 тысяч слов, а в 4-м классе –15 тысяч слов.
Очень часто пробелы в знаниях детей образуются именно из-за  того, что у  ребенка мал запас слов, поэтому он:
-     не может найти слова для того, чтобы выразить свою мысль;
-     не понимает прочитанного;
-     не может подобрать проверочные слова;
-     не может правильно орфографически разобрать слово.
Но вот мы подошли к самой главной теме раздела русского языка в начальной школе. K теме «Безударные гласные».
На эту тему приходится наибольшее количество ошибок.
Вот здесь-то и понадобится необходимый запас слов, общее развитие ребенка.
B основном есть следующие причины ошибок:
-     учащиеся не чувствуют необходимости проверки (нет ор­фографической зоркости);
-     небольшой запас слов не дает возможность подобрать про­верочное слово;
-     неумение быстро (автоматически) находить место ударе­ния, чувствовать и осознавать его подвижность.
Основная работа, конечно, идет в школе. Но родители могут нам оказать большую помощь:
-     правильно организовать работу детей дома;
-     проследить, чтобы дети вдумчиво выполняли задания;
-     учесть ошибки, допускаемые детьми, и по мере возможности объяснить их и исправить;
-     работать над обoгащeнием запаса слов ребенка.
B нашем языке очень много слов, правописание которых мы просто запоминаем, то есть словарных слов. Одни дети без труда запоминают эти слова, пишут порой интуитивно грамотно  впервые встретившиеся слова. И наоборот – есть дети, которые совершенно хаотически пишут эти слова, например, сегодня -  капуста, завтра – копуста.
Таким детям нужна помощь родителей:
-     заучивание слов по группам;
-     пользование перфокартами;
-     повторение словарных слов перед сном;
-     разгадывание ребусов, кроссвордов на словарные слова.
Ну и, конечно, традиционная форма ликвидации пробелов в знаниях детей – работа над ошибками. Ребенку 1-4-го класса очень трудно бывaeт самому правильно отнести свою ошибку к тому или иному правилу и выполнить все, что задано в упражнении.
Если что-то у ребенка не получается, надо найти причину и помнить о ней. Необходимо учить ребенка критическому отношению к себе, преодолению трудностей, концентрации воли, внимания.
Степанова О.В.
учитель начальных


Комментариев нет:

Отправить комментарий