суббота, 23 ноября 2019 г.

Решение проектных задач как один из методов формирования ключевых компетенций у младших школьников.

Учитель начальных классов: Исакова Е.Н.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Л. С. Выготского.
           В настоящее время  актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Но, к сожалению, в системе образования существует ряд проблем, связанных с тем, что школьники не всегда эффективно могут применять приобретённые умения и знания в различных ситуациях. Дело в том, что  школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.  Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.         
          Прообразом проектной деятельности для младших школьников являются проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата.
Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, а это поможет в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе.   Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы, способствует формированию умений  действовать в нестандартных ситуациях,  видеть проблему и находить пути её решения; ставить цели и достигать их; анализировать; планировать свою деятельность; проявлять инициативу, сотрудничать; рефлексировать и другим умениям.
         По сути, всё, что я перечислила, является Универсальными Учебными Действиями (УУД).
Личностные – определяют ценности и смыслы учения.
Регулятивные – организуют учебную деятельность.
Познавательные – осуществляют процесс познания.
Коммуникативные – обеспечивают процесс сотрудничества.
Проектная задача направлена на выпускника, на современного молодого человека, которого школа должна подготовить к адаптации в социальной жизни.


Что мы понимаем под термином «Проектная задача»?
«Это система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой,  происходит качественное самоизменение группы детей» (Воронцов А.Б).

В чём отличие ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ от ПРОЕКТА?
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
           
Обучающиеся решают проектную задачу, без помощи учителя, находят свой путь решения задачи и приходят к результату сообща. Таким образом, проявляются скрытые способности ребёнка.

Структура проектной задачи такова:

1 Этап: погружение в проектную задачу.
Учитель – описывает идею, в которой кроется проблема;
Дети – анализируют, ставят задачи, планируют работу для выполнения заданий.
Детям предлагается замысел проектной задачи. Учитель рассказывает сюжетную ситуацию и задаёт провокационный вопрос: Справятся ли ребята? На этом этапе происходит переформулирование замысла в проблему. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта дана в общих чертах, а дети её должны обсудить, домыслить, может быть переформулировать и даже тему проекта выбрать самостоятельно, чтобы было бы интересно работать.

2 Этап: организация деятельности.
Учитель выдаёт задания.
Дети – выполняют задания по инструкции и моделируют результаты.
Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах. У детей проявляются умения (или неумения): планировать ход решения задачи, распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.  На этом этапе происходит вживание в ситуацию. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач, решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута. Когда появилось чёткое представление о проблеме и ясна её цель, ребята начинают планировать работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ребёнку помочь, а не планировать вместо него. Каждая группа получает текст с заданиями, альбомный лист и набор картинок. Дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени. Лидер распределяет между членами группы задания. Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами. Отвечая на эти вопросы, ученики определяют задачи, способы работы, выявляют имеющиеся и недостающие ресурсы.
Учитель наблюдает за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли ученики - «эрудиты» помощь, не возникают ли конфликтные ситуации. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе, подбадривает, указывает на мобильность других групп. Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело – решение проектной задачи

3 Этап: осуществление деятельности.
Учитель предлагает итоговое задание.
Дети – выполняют итоговое задание (получение продукта).
Этот этап – кульминация всего учебного блока. Учащиеся работают активно и самостоятельно: каждый в соответствии со своими ролями и сообща. Консультируются по необходимости,  «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию результатов.

4 этап – презентация продукта и рефлексия.

 

             Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников (1-5 классы) могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все   существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
             Проектная задача глобально работает на формирование УУД и направлена на выпускника, на современного молодого человека, которого школа должна подготовить к адаптации в социальной жизни. Решая проектную задачу, учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. То, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием. В заключение хочется сказать, что инновации могут быть успешными только при условии, если они носят системный характер, затрагивают многие стороны образовательного процесса, вызывая необходимость его модернизации в целом.

Источники информации:
1.      Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
2.      https://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий